Функциональная грамотность
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA. «PISA для школ» – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ:
- В исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7 класса).
- Инструментарий исследования «PISA для школ» включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы.
- Участники исследования выполняют задания на компьютере.
- Все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA.
- Исследование «PISA для школ» дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
- Региональные оценки по модели PISA проводятся в сентябре и октябре расчетного года.
Каковы цели проекта «PISA для школ» (тестирование на основе PISA)?
Проект «PISA для школ» преследует две основные цели:
- обеспечить возможность проведения исследования «PISA для школ» по требованию (то есть вне основного этапа проведения исследования PISA, которое имеет 3-летний цикл);
- развивать возможности для глобального коллегиального взаимного обмена опытом с целью улучшения результатов обучения.
Проект предусматривает оценивание на уровне школы для оперативного обсуждения знаний, умений, навыков и компетенций, которые актуальны в быстро меняющемся мире, а также дает учителям и школьным координаторам ценный межнациональный опыт того, как можно их развивать.
Проект «PISA для школ» направлен:
- на расширение прав и возможностей школьных координаторов и учителей путем предоставления анализа результатов обучающихся, основанного на фактических данных;
- на измерение способности обучающихся использовать и творчески применять знания;
- на предоставление важной информации об условиях обучения в школе путем сбора контекстных данных о социально-экономическом уровне обучающихся и мотивации к обучению посредством анкетирования обучающихся;
- на помощь школам в измерении ключевых навыков XXI века (например, совместное решение проблем) в дополнение к оцениванию читательской, математической и естественно-научной грамотности;
- на содействие расширению возможностей для глобального взаимного обучения среди школьных координаторов, учителей и должностных лиц системы образования.
Дополнительные материалы по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности:
Федеральный институт оценки качества образования. Открытые задания PISA